***

***

17.02.2011

боги, гробницы, ученые



В разных блогах, посвященных книгам, периодически затрагивается тема книг, которые запомнились в детстве больше всего, что-то поменяла в жизни... Муми-мама-Женя взялась составлять списки хороших приключенческих книг, которые надо подсунуть каждому ребенку. А я вспомнила книгу, которая запомнилась мне больше, чем все сказки и приключения вместе взятые.

...Моя мама обожала книги издательства "Терра". Ну очень хорошее качество у них было (и есть). С одним из заказов нам прислали в качестве бонуса издание из новой серии "Исчезнувшие цивилизации" про Египет. И понеслась... Мы купили другие книги из этой серии: про Помпеи и Геркуланум, про ацтеков, майя, греков. Отдам опять должное родителям: по тем временам каждое издание было безумно дорогим! Но они покупали по одной в месяц-два.

Потом я увлеклась фигурой Генриха Шлимана. Жизнь этого авантюриста - настоящий роман! И вот тогда наткнулась в домашней библиотеке на книгу немецкого писателя Курта Керама. Я забыла обо всем на свете и погрузилась в чтение. Много чего не понимала - мне было лет 12, интернет в России еще не вошел в каждый дом. Но поразительно "глотался" текст. Это чтиво было лучше любых приключений! При этом - почти научный труд. "Почти" потому что Керам не ученый, а журналист. Когда я это узнала, поняла, как должны писать настоящие журналисты (и обратила внимание на эту профессию - это так, к слову. Не знала ж я тогда, что в итоге приобщусь к ней)) ). Каждый текст сопровождалася кучей уточнений и сносок в конце, потому что Керам, конечно, как истинный писатель, позволял небольшие вольности в трактовке исторических фактов. Но это делалось, чтобы исторические персонажи, все эти ученые, археологи, жили и копали, открывали и изучали арефакты у нас на глазах; чтобы текст звучал, лился прекрасной мелодией. Чтобы невозможно было оторваться, чтобы лишиться сна и аппетита. И, когда книга закончилась, мне стало жаль, что он написал так мало. Искренне.

Ни одна другая книга на историческую тему ТАК меня не цепляла. Даже в терровской серии ценен был не текст, а красивые глянцевые фотографии зарубежных фотографов.

Керам собрал факты обо всех древних цивилизациях: греках, египтянах, жителях Месопотамии и центральной Америки. Книга, соответственно, разделена на "Книгу статуй", "книгу пирамид", "Книгу башен" и "Книгу ступеней". Он рассказывает об археологах, открывших древние цивилизации. О Шлимане, перерывшем Гессарлык, чтобы найти сокровища троян. О его ошибках и о том, как в приступе алчности он уничтожил ценнейшие археологические слои. О Шампольоне, расшифровавшем египетскую клинопись. О Вуллне, нашедшем подтверждения библейским сюжетам. О Картере и Карнавоне, исследовавшим египетские гробницы. В прошлом году вышло новое, думаю, дополненное новыми комментариями, издание.

Приведу цитату из введения:
Автор не задавался целью написать научный трактат. В гораздо большей степени речь идет о попытке представить развитие определенной отрасли науки таким образом, чтобы работа исследователей и ученых была видна прежде всего в ее внутреннем напряжении, ее драматических переплетениях, ее человеческих отношениях. При ЭTOM, разумеется, нельзя было отказаться от авторских отступлений, точно так же как от размышлений и сопоставлений.
Так была написана книга, которая специалисту-ученому может показаться "ненаучной". Единственное, что я могу сказать в свое оправдание, - это то, что именно таковы были мои намерения. Я исходил из того, что археология - наука, в которой переплелись приключения и трудолюбие, романтические открытия и духовное самоотречение, наука, которая не ограничена ни рамками той или иной эпохи, ни рамками той или иной страны, - была погребена в специальной литературе: в научных монографиях и журналах. Как бы высока ни была научная ценность этих публикаций, они ни в коем случае не пригодны для чтения. Да, как ни странно это звучит, до сих пор было сделано всего лишь три-четыре попытки рассказать об исследованиях прошлого, как об увлекательных приключениях; это странно потому, что вряд ли на свете существуют приключения более захватывающие, разумеется, если считать, что всякое приключение - это одновременно и подвиг духа.


Так что если ваши школьники начали изучать древний мир, подсуньте им эту книгу - она лучше чем любой учебник объяснит многие факты, заставит окунуться в жизнь археологов и поможет открыть для себя древние миры.

P.S. А после 9-го класса я поступила в колледж на историко-филологическое отделение. И в рамках курса истории у нас была настоящая 3-недельная археологическая практика. Рыли под Сергиевом Пасадом неолитическую стоянку. Жили в палатках, готовили на костре, мылись в речке... Романтика!.. До сих пор храню в жестяной банке прикарманенные керамические черепки и костяной карпунчик. Это не Бог весть какая ценность, но ведь Я САМА ИХ ОТРЫЛА!

P.P.S. Историю и археологию люблю, уважаю и по-прежнему интересуюсь)

4 комментария:

  1. Надо сынуле подсунуть. Интересно - переиздают?

    ОтветитьУдалить
  2. Конечно, переиздают! В прошлом году АСТ переиздало. На labirint.ru есть в наличии.

    ОтветитьУдалить
  3. Таня, спасибо! Заинтересовалась. Занесла себе в список:))
    Эх, а ведь когда-то я мечтала стать археологом:))

    ОтветитьУдалить
  4. И я тоже ) а потом астрономом))))

    ОтветитьУдалить