***

***

09.07.2013

балет и мода

Мы тут немножко уже выполнили программу минимум на следующий балетный сезон: подруга предложила контрамарки на "Сильфиду" в Большой театр! Правда, он шел на новой сцене. Это здание рядом с исторической сценой. Я там была первый раз. Внутри, конечно, всё скромнее и меньше, чем в "том самом Большом", но народ валил валом. Мы с Ирихой отказываться от предложения не стали (тем более что подруга обещала устроить как-нибудь и историческую сцену) и радостно пошли на самый старый, наверно, из классических балетов.
 


 Когда мы прогуливались в фойе перед спектаклем, Иру (в белом красивом сарафане, туфлях с блестками, с пучком, украшенном шпильками со стразами (была жара и дочка с трудом согласилась на пучок; обычно же накануне мы моем волосы, заплетаем тугие французские косички ото лба, а в театре распускаем волосы - получаются такие волны)) заметила тётечка, которая продает программки и либретто. Программка у нас была. Так она стала уговаривать купить либретто (=150 рэ.). Я поблагодарила, мол, не надо нам. Она стала рекламировать, показывать картинки. В общем уговорила. У меня была только тыщща и сотня. С тыщщи у нее не было сдачи и тогда - ого!- она взяла сотню и отдала нам книжечку со словами: "Такой красивой девочке сделаю скидку".


А книжечка оказалась весьма занимательной по содержанию. Что-то мы уже знали:
- "Сильфида" - старейший романтический балет; "Жизель" был поставлен позже;
- сюжет перенесен в Шотландию и, как сказала Ира, "все танцуют в юбках"));
- либретто написал отец Марии Тальони - первой балерины, вставшей на пуанты, - Филиппо Тальони.

Мария Тальони

И вот, что интересненького и нового узнала из этой брошюры:

- первую версию музыки для балета сочинил Жан Шнейцхоффер. Хореограф Август Бурнонвиль был впечатлен постановкой. Он выкупил либретто, но за музыку композитор попросил очень большую сумму. Тогда Бурнонвиль заказал новую музыку 19-летнему аристократу из Норвегии Херману Северину Левенскольду;
- недоброжелатели сговорились освистать музыку на премьере, но... ни одного свистка или крика не раздалось! музыка Левенскольда оказалась слишком хороша;
- "Сильфида", поставенная в Париже в 1832 г., изменила идею балета и образ классической балерины. До 32-го года танцовщицу называли Терпсихорой, а после этого произведения в обиход вошло старинное слово из кельтских и германских легенд - сильфида. А романтическая утопия сменила классицистский миф.

Но главное моё "открытие" касалось... моды. Мне всегда не давал покоя вопрос: почему дамы, сменив на рубеже XVIII - XIX веков пышные барочные платья на скромные классические а-ля античные тоги (эпоха ампира), в 30-х года снова затянули себя в корсеты, обнажили плечи и грудь и напялили кринолины?? Оказывается, "виной" переменам "Сильфида", сам балет!

Было:

потом:




в связи с этой эпохой мне вспомнились Джейн Остен и Наташа Ростова:



Сильфида - дух, парящий над сценой, замирающий в воздухе в прыжке. Ее костюм - куча легких пышных юбок. Сзади трепещут маленькие крылышки. Как тут не процитировать "наше всё"?!


Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина; она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит, как пух от уст Эола;
То стан совьет, то разовьет,
И быстрой ножкой ножку бьет.

Короче, все барышни тоже захотели парить и трепетать. Парижанки - первые зрительницы и законодательницы моды во все времена))) - отрезали привычные рукава-фонарики, привязали газовые рукава-крылышки, обнажив руки. Вернули декольте, корсет и кринолин. В украшениях появились ленточки, букетики цветов, бантики, газовые шали. Начался период бидермейер.

Античные сандалии сменили узкие башмачки с шелковой шнуровкой наподобие пуантов. Юбки укоротились, и туфельки кокетливо выглядывали из-под платья. Заправские модницы убрали в коробки шляпки и украсили прически цветами. Кстати, пучок и гладко зачесанные волосы - это тоже из балета. Потом к пучку прилепили букли.

Стало:
первой мне на ум приходит Натали Гончарова-Пушкина

Этот портрет в детстве я считала идеалом красоты, пока моя тетя мне не сказала: "да у нее ж глаза были косые!" Идеал рухнул. Но все равно до сих пор этот женский портрет для меня один из красивейших:

ну и вот еще Сильфида:



А это фото из нашего буклета (на сайте Большого театра есть полностью статья) :

Вот так "Сильфида" перевернула мир моды!

Я ни в коем случае не претендую на историчность моих измышлений. но какая получилась красивая история!

Наткнулась на интересный сайт об истории моды: http://kingdom.danceage.ru/library/articles/chapter/226.

Обнимаю вас! Надеюсь, не утомила)))

15 комментариев:

  1. Боже, на первой фотографии балерина летит!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лен, я не говорю, но как Мужчины летают - это тоже что-то! А уж балерины наши - пушинки!

      Удалить
  2. Сильфида:)))) Когда говорила тебе о Жизели, подумала, что только, пожалуй, Сильфида могла бы переплюнуть этот балет по классичности и консервативности, потому то и хотелось его посмотреть. Но мне почему-то казалось, что его уже не ставят... Как жеж я вам с Ирочкой по-доброму завидую! И представляю. какая Иришка была красотка!!!
    P.S. Второй портрет Гончаровой для моей мамы всегда был примером идеала красоты...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Как же не ставят? Еще как ставят! Он у всех московских театров в репертуаре. Танюш, а Новосибирск от вас тоже запредельно далеко по деньгам? Там же балетное училище, наверняка что-нибудь приличное в тех театрах ставят.
      Вот не одной мне Натали нравится)))))

      Удалить
  3. Тань,))) для меня в детстве этот портрет Натальи Гончаровой тоже был идеалом женской красоты! И мне тоже намекали, что глаза у нее косили, но я ничего не хотела знать. Бессчетное количество раз повторяла ее портрет в своих детских рисунках, шила куклам платья, похожие на ее.
    Спасибо, очень интересный пост. Историей моды тоже увлекаюсь с детства, обязательно посмотрю твою ссылку. Ну, и конечно, молодцы вы с дочкой! :) Это в первую очередь!

    ОтветитьУдалить
  4. Спасибо Аня!
    И я тоже такие портреты рисовала и платья)) От платьев долго балдела.
    А про глаза - помнишь мультик про влюбчивую ворону, она про зайца говорила: "И глаза у него не косые, а раскосые". Вот и мы так же, и Пушкин))).

    ОтветитьУдалить
  5. Красота! Сказочно! А Ирочку в интерьере театра не фоткала? Рада за вас!
    В этом сезоне два раза бала в Большом, и все мало)))))Спасибо за ссылку, погуляю)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Алена!
      Фотографировала, но только на телефон и у оркестровой ямы))) Она рассматривала инструменты. А что ты смотрела в "Большом"?

      Удалить
    2. "Баядерку" смотрела со старшим сыном, "Драгоценности" с подругой. На "Драгоценности" хорошо, что не взяла сына!)- балет современный, без декораций- для очень любящих балет, в любых его формах))) А "Баядерка"-нет слов!-можно смотреть каждый день, и затаив дыхание!
      Мы к "фотосессии балетной" готовились)))Много красивых фоток получилось в этих шикарных интерьерах!
      К слову, меня просто "убило", что треть зрителей была в джинсах потрепанных!!!((( Видимо, хотели сказать, что кресло Большого-это "мой диван домашний"(((

      Удалить
    3. А мы "Баядерку" еще не смотрели, только на видео. Он совсем сложный по содержанию для ребенка. А видела по телевизору, какого "Онегина" поставили? По-моему, это НЕЧТО! Сходить бы...
      Ну, в исторических-то интерьерах обязательно надо фотографироваться!
      Про дресс-код - мне, наоборот, повезло: видела только народ в хороших костюмах ну или приличных джинсах. А уж сколько вечерних нарядов! Особенно иностранки любят пофарсить, и если б не жара, то пришли б в мехах)))))

      Удалить
  6. Красота! Спасибо за интересную информацию!

    ОтветитьУдалить
  7. Замечательный рассказ. Спасибо большое!

    ОтветитьУдалить
  8. интересно было прочитать, наткнулась случайно и теперь приглашаю к себе в гости на розыгрыш конфетки и в небольшую сокровищницу штучек с блошки)

    ОтветитьУдалить