...А я опять о бане балете. Сходили с Ирой на "Жизель" всё в тот же Музыкальный театр Станиславского и Немировича-Данченко. Обе впервые посмотрели этот спектакль вживую. Я, как обычно, потрясена красотой и грацией балерин, тем, как они передают все чувства, эмоции. Второй акт с виллисами понравился даже больше, чем первый: кордебалет в белых шопенках, темные декорации, крест в углу сцены и белый-белый свет. Лицо Мирты - повелительницы виллис - почти каменное. И всё это под музыку Адольфа Адана. Блистательно!
Иру, конечно, заинтересовал вопрос о призраках. Ну, на пальцах попыталась объяснить. Боялась, что ее ночью кошмары будут мучить, но, вроде, обошлось. Обещала найти видео с призраком))). Оказалось, это не так-то просто.
Потом переключилась на тему предательства, любви. Не детская история, конечно, но жизненная. Тут и обман, и чувства, и попытка на чужом несчастье построить своё счастье.
Думаю, в этом сезоне у нас будет уже перерыв, а в на следующий планируем повторить и "Жизель", и "Дон Кихота", и Чайковского, и добавим к ним "Сильфиду".
На сайте "Большого театра" нашла историю создания спектакля:
На петербургской и московской сценах «Жизель» неоднократно усовершенствовали. Сначала это был один из авторов балета — Жюль Перро, затем — Мариус Петипа. Они отсекли от спектакля все несущественное, второстепенное, чтобы приковать внимание к сути драмы. Величие любви, убить которую невозможно, и очищение человека, возвышенного и просветленного этим чувством, стало главной темой «Жизели». С той поры балет оставался почти в неприкосновенности, столь безупречны казались его драматургия и хореография.
Иру, конечно, заинтересовал вопрос о призраках. Ну, на пальцах попыталась объяснить. Боялась, что ее ночью кошмары будут мучить, но, вроде, обошлось. Обещала найти видео с призраком))). Оказалось, это не так-то просто.
Потом переключилась на тему предательства, любви. Не детская история, конечно, но жизненная. Тут и обман, и чувства, и попытка на чужом несчастье построить своё счастье.
Думаю, в этом сезоне у нас будет уже перерыв, а в на следующий планируем повторить и "Жизель", и "Дон Кихота", и Чайковского, и добавим к ним "Сильфиду".
На сайте "Большого театра" нашла историю создания спектакля:
История каждого великого балета — это непременно история любви. И «Жизель» — не исключение. Мы никогда не узнаем, как танцевала великая балерина Карлотта Гризи. Но никогда не забудем ее, потому что два не менее великих человека — хореограф Жюль Перро и поэт Теофиль Готье — были влюблены в Карлотту и создали для нее «Жизель».
Премьера спектакля была показана в июне 1841 года. Несмотря на знойное летнее марево, весь Париж собрался в театре Гранд-опера. Зрители пришли оценить достоинства нового балета, в работе над которым объединились Адольф Адан, чьи выразительные, хотя и неприхотливые мелодии обеспечили ему звание одного из самых модных композиторов Парижа, прославленный поэт Теофиль Готье и модный сценарист Жюль-Анри Сен-Жорж, плодовитый хореограф Жан Коралли и его соперник Жюль Перро, одержавший победу только перед лицом истории (его имя даже не попало в премьерные афиши). Партнером Карлотты Гризи — юной звезды-гастролерши, честолюбиво стремившейся утвердиться на сцене первого театра Европы, — стал красавец премьер Люсьен Петипа, младший брат будущего знаменитого хореографа Мариуса Петипа. Перро не повезло и в любви: именно ради Люсьена вскоре оставит его выпестованная им балерина Карлотта Гризи.
Премьера спектакля была показана в июне 1841 года. Несмотря на знойное летнее марево, весь Париж собрался в театре Гранд-опера. Зрители пришли оценить достоинства нового балета, в работе над которым объединились Адольф Адан, чьи выразительные, хотя и неприхотливые мелодии обеспечили ему звание одного из самых модных композиторов Парижа, прославленный поэт Теофиль Готье и модный сценарист Жюль-Анри Сен-Жорж, плодовитый хореограф Жан Коралли и его соперник Жюль Перро, одержавший победу только перед лицом истории (его имя даже не попало в премьерные афиши). Партнером Карлотты Гризи — юной звезды-гастролерши, честолюбиво стремившейся утвердиться на сцене первого театра Европы, — стал красавец премьер Люсьен Петипа, младший брат будущего знаменитого хореографа Мариуса Петипа. Перро не повезло и в любви: именно ради Люсьена вскоре оставит его выпестованная им балерина Карлотта Гризи.
![]() |
Карлотта Гризи в роли Жизели, Париж 1841, неизвестный автор |
«Жизель» была воспринята разборчивой публикой с энтузиазмом, хотя ей и отказывали в достоинствах, которые за десять лет до того потрясли парижан в «Сильфиде». Трогательная история любви пейзанки и знатного дворянина, переплетясь с поэтичным славянским поверьем о девушках, умерших до свадьбы и по ночам поднимающихся из своих могил, чтобы утолить не исчерпанную при жизни страсть к танцам, отлично вписывалась в романтическую атмосферу эпохи. Сюжет давал также возможность создать на сцене роскошное зрелище с многочисленными выходами, танцами, шествиями и фантастическими полетами. Этот пестрый стиль издавна культивировался европейским балетом и был любим публикой.Однако так же легко, как истаивает туман над печальным сельским кладбищем, отошел в прошлое романтизм. Вместе с ним, как казалось в Европе, канула в воспоминания и «Жизель». Век отдал предпочтение шумным праздникам, пышным феериям и торжественным парадам. И все же «Жизели» суждено было пережить свою эпоху. Более того — превратиться в спектакль-легенду, остаться бесспорной вершиной романтического балета.
Через год после парижской премьеры, в 1842 году, «Жизель» была показана в Петербурге, чуть позже — в Москве. С тех пор этот балет никогда надолго не покидал русской сцены и обрел выдающихся исполнительниц заглавной роли, чья слава затмила славу первой Жизели — знаменитой Карлотты Гризи. В Большом театре эта партия украшала репертуар практически всех ведущих балерин. В прошлом веке ее танцевали Марина Семенова, Галина Уланова, Марина Кондратьева, Екатерина Максимова, Наталия Бессмертнова, Людмила Семеняка. Из сентиментально-красивой истории об обманутой любви «Жизель» постепенно превратилась в поэму о доверии, которое было предано, и любви, которая оказалась сильнее смерти.На петербургской и московской сценах «Жизель» неоднократно усовершенствовали. Сначала это был один из авторов балета — Жюль Перро, затем — Мариус Петипа. Они отсекли от спектакля все несущественное, второстепенное, чтобы приковать внимание к сути драмы. Величие любви, убить которую невозможно, и очищение человека, возвышенного и просветленного этим чувством, стало главной темой «Жизели». С той поры балет оставался почти в неприкосновенности, столь безупречны казались его драматургия и хореография.
.....Спасибо, Танюш!!!!! С удовольствием прочитала! Так захотелось в оперу на балет;-))) С новым сезоном составляю себе программу и вперёд! Ты разыграла во мне аппетит:-))))))))))
ОтветитьУдалитьНатуль, рада, что заразила тебя! Это ж такой душевный подъем, какая-то новая энергия!
УдалитьСмотрела ее в Кировском-господи,как давно это было!!!!!
ОтветитьУдалитьЕще в Кировском? Пора посмотреть и в Мариинке)
УдалитьМолодцы, что ходите в театр!!!! Когда же у меня такое время наступит? Пока с ребенком ходили в кукольный театр. Ее хватило на минут 25:)
ОтветитьУдалитьТанюш, ты ребенка на танцы отдай и заинтересуй темой: книжки подсовывай, видео... У меня эффект потрясный: Ира НЕ УСТАЕТ ходить по два-три-десять раз на одно и то же. А уж как мы с бабушкой довольны, что есть повод окультуриться - ходим по очереди))))))
УдалитьТанюша, привет! Жизель! Жизель! Когда я Полинку спрашиваю на какой бы балет она хотела пойти- всегда отвечает, что на Жизель. А все потому что я этот балет ей самый первый как сказку рассказала, еще несколько лет назад;))) В юности на него ходила, сюжетец то жутковатым показался. И только позже поняла очарование консервативности балета...
ОтветитьУдалитьТанюш, рада, что ты вернулась! Уже посмотрела твой отчет)
УдалитьДа, сюжет жутковатый - это я поняла, когда пересказывала и объясняла Ире, о чем пойдет речь. Но ей наоборот, понравилось. У них в саду сейчас "модно" рассказывать страшные истории. "Жизель" она пересказала - девчонкам понравилось. Про приведения ж)))
Еще Ира спросила, почему виллисы руки держат сложенными перед грудью и выворачивают ладони (поняла, о чем я?). Я сама не знала, пока в одной серии "Штрафбата", где изнасилованная девушка повесилась, не увидела, что она лежит в гробу не со сложенными на груди руками, а как бы развернутыми ладонями. Ужас меня охватил.....
Тут подвернулся поход на "Сильфиду" на следующей неделе. А я уж думала - перерыв... Там тоже призраки и колдунья.
Таня, как же приятно, что у вас такой изящный досуг, радует, что дочке твоей нравится, молодец она :) Ну и ты, конечно, в первую очередь)) Этой зимой по тк Культура показывали очень нестандартную постановку "Жизели" Матса Эка. Честно признаюсь, для меня, ретрограда, консерватора, строгого сторонника классики, его трактовка стала настоящим потрясением. Такая динамичная, богатая, нестандартная хореография, смотрела бы и смотрела... Даже музыка по-другому зазвучала.
ОтветитьУдалить