***

***

24.11.2013

я б в художники пошёл.. часть 1, взрослая

Как говорил дедушка Фрейд, все наши комплексы - они из детства. Так и у меня есть комплекс несостоявшегося художника)))). В 7 лет меня отдали в школу искусств, где в числе предметов было и ИЗО. Именно тогда я поняла, что не могу рисовать из-под палки. Да и не хочу. Ну как 7-летней объяснить, что БОЛЬШОЕ ИСКУССТВО начинается с прорисовывания конуса и теней на нем?.. Мне не смогли, поэтому уже через пару месяцев мы с соседом по лестничной клетке (нас вместе отдали в эту школу) стали прогуливать занятия. Несколько раз удавалось наврать, что, мол, рисунки учительница забрала, а потом ложь вскрылась. Мальчишке хорошо досталось от мамы, а у меня всё обошлось серьезным разговором. Я честно сказала: не хочу. Ну, никто и не стал настаивать. А мое рисование вылилось в срисовывание красивых мультяшек. Ну и по черчению была всегда пятерка, потому что я одна из всего класса любила это черчение и чертила за всех все задания))).

Дальше пойдут мои сугубо личные рассуждения о том, как рисовать самому и как помочь ребенку увлечься рисованием. Поэтому, милые читательницы, оставьте все тапки у входа в этот пост))))). Я не претендую на методичность или педагогичность своего подхода. Это просто личный опыт с некоторыми рассуждениями, так что в споры вступать не буду. А вот про ваш опыт с удовольствием послушаю.

В этом посте - про взрослые книги. О детских приходим читать завтра.

Прошу прощения за качество некоторых фото - это телефонофотографии. Но я больше старалась дать информацию. Все названия книг кликабельны - с переходом на сайты интернет-магазинов, где в отзывах есть еще фото страниц.

...Уж не помню, когда (наверно, лет 16 мне было) и почему, купила свою первую книгу с незамысловатым названием "Как начать рисовать" (Вендон Блейд). Ее еще можно купить (видимо, переиздали)! Что мне понравилось: грамотная подача основ (материалы, штриховки, бумага, тона-полутона-тени, перспектива и проч.) - всё доступным языком; поэтапные рисунки; полный "разбор полетов" по материалам (карандаш, уголь, мел=пастель); большое количество сюжетов. НО: в ней рассматриваются только "черно-белые" рисунки. Мне это не мешало: купила полный набор карандашей и рисовала. Карандаши живы еще, отличные! (Koh-I-Noor)

Что-то получалось. Мне больше нравятся цветочки и пейзажи))). А в книге есть и натюрморты, и пейзажи, и портреты. Животных только нет))). А главное -  я с ней не расстаюсь и постоянно возвращаюсь, перелистываю, что-то рисую - это моя "азбука графики".






Такого же плана приобрела Карандаши, ручки, пастель: от эскиза до картины. Причем название не совсем точное (в оригинале - "Начните рисовать карандашами, ручками, пастелью"). Это тоже учебник для начинающих. А я ее брала как пособие, в котором в частности разбирается рисование пастелью. Но покупкой в целом довольна, потому что по ней многое смогла объяснить Ире. Например, как раскрашивать цветными карандашами, каких эффектов можно добиваться. Да и сама кое-что новое узнала.









Нарисовала яблоко (пропустила все конусы))))) ) цветными карандашами по примеру - доча заценила))).

Так вот. В книге подробнейшим, до мелочей, образом разбираются виды карандашей (простые, цветные, акварельные), мелков (сухая пастель, мягкая, уголь), ручек, всех сопутствующих предметов, что лучше выбрать и в каком случае. Узнала, что пастель бывает и в карандаше - надо поискать. Пейзаж только один - с обложки (хныык), но зато натюрмортов куча. И опять же, если рассматривать с точки зрения "пособия для детей", показано много полезного из курса любой художки: как намечать будущую фигуру (бутылку, например) или как из фигур потом прорисовывать пейзаж карандашом, как смешивать цвета и какой эффект каким способом можно получить, что такое перспектива, формы....

Я уже определилась, что мне проще работать с карандашом (простым) и пастелью (ага, помазюкать))))) ). По пастели у меня одна книга - тоже старенькая "Пастельная живопись. Шаг за шагом". Жалею, что в свое время не купила все книги этой серии...

Она сейчас не продается. По ней рисовала свой "морской пЫйзаж")).
Еще вот такой есть, с домиками, но он мне меньше нравится.

Это всё с поэтапной разборкой, которая хороша тем, что учит, какой слой за каким наносить, чтобы получить нужный эффект.
На заметку: чтобы с готового рисунка не сыпалась пастельная пыль, его надо изрядно полить лаком для волос с большого расстояния.

Пастель у меня какая-то старенькая. Если брать, то удобнее мягкая сухая пастель.
В дополнение брала еще набор мягкой Koh-I-Noor что-то типа "цвета земли" (оттенки коричневого) - хорошая, пачкательная))). Как же моя чистоплотность, спросите вы? А мокрое полотенчико на что!?)))


Есть еще твердая пастель, я как-то по ошибке купила - плохо растирается. Но зато для прорисовки деталей годится.


С акварелью у меня не получается((. Пробовала разбираться по книгам "Рисуем по схемам. Цветы. Акварель" и "Реки и ручьи".
Не очень понравился результат с цветами, а за реки так и не взялась. Акварель сама по себе требует подготовки: приготовить краски, смешать, ждать, пока подсохнет. А времени нет - в любой момент налетит стадо "художников", и тоже захотят поакварелить)))). Приходится довольствоваться пастелью - меньше приготовлений. Не дано мне, видимо, акварели писать. Хотя акварельный рисунок обожаю (привет дизайнам МТСА).

Книга организована традиционно: небольшой экскурс в теорию и материалы, советы, в середине - схемы рисунков (предлагается перевести и раскрашивать), а потом пошаговые рекомендации.






Немного проще с китайскими акварельками Люси Ван "Китайская живопись". Они очень лаконичные. Тонкая книга формата А3, где показаны основные приемы китайской живописи, а пошаговый разбор включает указание направлений мазков. По ней и сама рисовала и с Ирой вместе - кота рисовали, но рисунок не могу найти((.




Книга Люси Ван из целой серии "Уроки рисунка и живописи". У меня из нее есть еще "Рисуем цветы карандашом". Эти книги отличает большой формат и лаконичность))) - каждый рисунок сопровождается 3-4 шагами при минимуме слов. То есть их можно использовать как дополнительное пособие.


Вот теория:

 Вот практика)):



Еще хапнула книгу Валерио Либралато "Школа акварели" - из-за обложки))), очень понравилась! Акварелью по этим урокам даже не пробовала рисовать, пролистала картинки и попыталась изобразить понравившееся пастелью. По-моему, тоже неплохо. Причем разбора именно этой картины-"зазывалочки" с обложки нет!

Вот, что внутри:






Еще маслом не рисовала)))) Но это уже можно пробовать, когда детей не будет поблизости.

Вывод один: если хочется рисовать - надо рисовать. Пробовать, пробовать и пробовать. Материалы лучше покупать в художественных магазинах - они профессиональные, дороговатые, но зато ими реально легче и приятнее работать!

Всем удачи!

Если покажете свои работы в блогах, будет здорово! Пора вылезать из тени). Я показала - не страшно. Никто еще слова плохого не сказал, а даже наоборот))).

22 комментария:

  1. Танюш, молодец, что показала и рассказала. Очень понравилась графика и осенний пейзаж с мостиком.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Наташ! это у меня порывы бывают, выход эмоций))

      Удалить
  2. Спасибо огромное. Буду выискивать некоторые из них в продаже.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вика, почти все есть интернет-магазинах. И лучше книгу брать, а не скачивать - их так любопытно рассматривать)))) И это прям побуждает к творчеству. Хотя у тебя с порывами проблем нет!

      Удалить
  3. Грустное было начало...В худшколу раньше 10-11 лет детей не брали, наверное правильно, чем взрослее, тем проще объяснять зачем нужно рисовать конусы и цилиндры. Я за академическое образование детей музыке и живописи. не для профессии, а для души))) Хотя сама с собой могу поспорить,- некоторые разбираются и чувствуют музыку и живопись ярче других,обучавшихся "профессионально".
    Рисуй! Стремление к творчеству так украшает нашу жизнь!!! Японцы говорят))), что стремление учиться и узнавать в любом возрасте))) тормозит старение клеток головного мозга)))
    Книги у тебя потрясающие! Еще на ютубе много уроков видела наших художников и заграничных))) Блог художницы Марины http://newcolorlife.blogspot.ru/ она тоже считает, что рисовать должен каждый! да, еще и каждый день!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алена, это, может, я еще такая была. Я многое в детстве воспринимала в штыки. Сейчас понимаю, что это правильно. Возможно. подача была неправильная. Если есть желание учиться, то я тоже за академичность. И при желании и таланте можно где-то ребенка и позаставлять. но если нет ни желания ни таланта - что уж тут...
      Японцы в плане вечного учения мне очень импонируют. Сама люблю учиться, сам процесс открытия чего-то нового))). Жаль, каждый день мне рисовать не по силам))). Спасибо за ссылки, схожу посмотрю.

      Удалить
  4. Таня, спасибо большое!
    Я в детстве ходила в художественную студию и рисовала бесконечные натюрморты. Но примерно в этом возрасте мне как-то очень доходчиво объяснили, что я не умею рисовать. Я и поверила.
    А теперь у меня рисовальный зуд просто какой-то...
    Так что огромное тебе спасибо за подборку книг! Я две себе отложила на Лабиринте. Те, что по графике и постели. Буду пробовать. )))
    Акварель тоже нежно люблю, но предлагаю подождать до тех пор, пока прочие домашние художники станут более самостоятельными. ;)

    Хотя я обеим девочкам на новый год заготовила кучку художественных подарков: на алиэекспресс заказала здоровенную гибкую "доску" (45х200см) для рисования мелом - она клеится на стену. Ладе - гуашь и кисти большие, Вере акварель 24 цвета и кисти маленькие. А еще Вере фломастеры-кисточки. Они при рисовании не дают мерзких полосочек при наложении цвета. )) А стоят какие-то копейки. 35 рублей что ли... Вот. ))) Похвасталась.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Марусь, следующий пост у меня детский на тему рисования. Скоро опубликую.
      Вот таким "объясняльщикам" по голове хочется дать. В наше время почему-то многие взрослые считали, что детям надо говорить правду: ты нарисовал некрасиво. А ведь не та эта правда. Точнее, у каждого она своя. Сама попытка ребенка что-то изобразить, на мой взгляд, уже отметает вариант "красиво/ некрасиво". Может, ему ТАК увиделось! И ему вполне может казаться, что это красиво.
      Рисуй обязательно! это тоже "медитация", как вязание)).
      Рисовальные подарки замечательные! Длина доски впечатляет!) что это за фломастеры-кисточки? А то у меня младшая фломастеры любит.

      Удалить
    2. Детский пост мне тоже очень нужен. Жду с нетерпением!
      А фломастеры вот такие: http://www.kraski-kisti.ru/items.html?cid=1063
      У них обычный стержень, но они не штрихуют, а именно красят, потому и называются кисточками. Это я тебе со слов подруги пишу. Сама в глаза ни разу не видела еще. ))) Но дочь подруги рисует много и от этих фломастеров в восторге!

      Удалить
  5. Таня, спасибо за рассказ!
    Я не рисую, у родителей был сдвиг по фазе на здоровье, таскали по спортивным секциям, а я хотела рисовать. Талантом, честно признаюсь, Бог обделил, но стремлением нет. Так что сохраню себе ссылочку на твой пост и обязательно куплю пару книг, буду пробовать карандаш! Он всегда под рукой, подготовки не требует, даже на работе рисовать можно;))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Рада, что мои отзывы пригодились. Сейчас вполне можно рисовать для себя, тем более если есть желание. Карандаши бери разной твердости - на первой фотке видно, что они различаются покрывающей способностью. Не прям все использую, но пара разных мягких и твердых - это минимальный набор.

      Удалить
  6. Танюша хоть у меня почти ничего не открылось из фотографий, мне нравится твой основательный подход!...
    Мне в художественной школе тоже не понравилось, только уроки композиции были интересны ,тоже бросила. Но это не мне помешало потом поступить в худож.училище..))) Главное желание и время, остальное все приложится. У тебя однозначно есть хорошие задатки, обязательно рисуй и штурмуй дальше акварель и графику. Мой ребенок однозначно растет графиком, но все таки очень хочу постепенно ввести в го жизнь и краски, акварель это своего рода терапия... цвет, легкость и прозрачность... они успокаивают. Это всегда очень нужно.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Элла! Странно, что фотки не открылись. Это браузеры шалят...
      Желание и время - это однозначно главное. А для детей еще условия (жду твоего комментария с вашим опытом в детский пост! )
      Буду рисовать по мере возможности))).
      Мы с Арсеном графики - это точно))). А не хочешь дать ему пастель попробовать? Сухую или масляную, если он не любит пачкаться.

      Удалить
  7. Как интересно! Чем ты только не увлекаешься, Тань:)
    По теме я даже не знаю что сказать. Рисование осталось в детстве.
    Я закончила художественную школу, при почти полном отсутствии способностей:)
    Ну и как-то передоз случился, наверное, по части классического рисования (натюрмортные постановки, конусы, черепа и.т.д.), работы немного дома лежат, по всем переездам таскаю за собой:).
    Уже с детьми рисовала газеты к праздникам (сейчас все быстро в ФШ делаю)
    Срисовывала старые открытки одно время, вот по ссылочке внизу есть два зайца Зарубинскх.
    http://skladoffka.blogspot.ru/2010/12/blog-post_5180.html

    Но никогда не говори никогда:), может и вернусь еще, какие наши годы:)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лен, я не увлекаюсь - это само прёт. даже удивляюсь...
      Зайцы - как реальные! Я долго вглядывалась, пытаясь понять: открытка или рисунок. Поразительное сходство! Я помню эти открытки. Эх, порисуй еще, а?))) Все-таки что-то есть, если не талант. но способности точно!

      Удалить
  8. Очень смешно, но в четвертом классе (в художке в смысле) я нарисовала свою кошку так, что ее взяли на выставку, педагог (который прекрасно знал мои «таланты») не мог поверить, что это моя работа. И я до сих пор помню, что я думала, когда рисовала, решила, что открыла главный секрет:) Хм … короче «рисуй так, как ты видишь»:) В смысле не так как это должно быть, а именно как видишь, даже если кажется, что это неправильно. Конечно импрессионисты со мной не согласились бы:), хотя… вдруг они так видели:)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да импрессионисты сами "отжигали": показала Ире собор на рассвете и в сумерках Моне. Она смотрела, а потом спросила: "А где собор?" ))
      А я не могу рисовать так. как я вижу. Я логик, мне надо, чтоб было "похоже"))

      Удалить
    2. Так вся фишка в том, что когда ты рисуешь как видишь вот один-в-один, то получается именно как в жизни:) нууу если это … пропорции соблюсти и перспективу:)
      Я просто очень живо помню момент, когда рисовала кошачий нос:) и увидела, что он в фас треугольный! О, мама! Он же треугольный! Не пипка, а весь до переносицы:) И если там нарисовать треугольник, то он прям кошачий, кошачий:) Не запутано? Я тогда решила, что открыла главный закон отражения окружающей действительности (ну не считая альтернативную:) Позже я поняла, что таки не совсем треугольник, а скорее трапеция, но это уже был совсем другой котенок:)

      Удалить
  9. Танюш, огромное спасибо за этот пост! Я, как и многие девочки, тоже себе сохраню его в "копилочку". В детстве очень тянуло рисовать, но в селе, естественно, никаких "художек" или учителей не было, учебников в советские времена - тоже, я уж не говорю про то, что нам альбомы-то для рисования продавали осенью по штуке на одного ученика, на весь класс сразу! Я пыталась что-то срисовывать простыми карандашами, и всё. А когда в город переехали, Союз закончился и стало как-то резко не до рисования. Но сожаление о нереализованных желаниях по-прежнему тлеет где-то внутри... Надеюсь, когда-нибудь я дозрею и попробую :)
    Спасибо! :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Между прочим, уже многие вышивальщицы подтвердили теорию, что мы вышиваем, потому что не можем рисовать! Опять по Фрейду))) сублимация)))
      Если начнешь рисовать, покажешь,а?

      Удалить
    2. Кто-то еще фотографирует например:)

      Удалить