***

***

25.11.2013

я б в художники пошёл... часть 2, детская

Тут написаны мои сугубо личные рассуждения о том, как  как помочь ребенку увлечься рисованием. Поэтому, милые читательницы, оставьте все тапки у входа в этот пост))))). Я не претендую на методичность или педагогичность своего подхода. Это просто личный опыт с некоторыми рассуждениями, так что в споры вступать не буду. А вот про ваш опыт с удовольствием послушаю.

Ну, а теперь к детям. У меня их двое: девочка и девочка))) (это для тех, кто не в курсе), 7 лет и 2 года. Со старшей всему и училась. Я ей много сама рисовала. Ее прорвало года в 3. Рисовала много))), широко, разноцветно. За неделю мы изрисовывали целый альбом. Вот тогда я и вывела для себя несколько правил, коими и делюсь:

1. приобщение к аккуратности: мы рисуем только в альбоме (ни в книжках (кроме специальных), ни на обоях...-ну чистюля я); никаких пальчиковых красок; стол у нас весь в краске, но это детский стол, его можно пачкать;
2. со своей стороны создавала все условия, чтобы ребенку и ненужно было рисовать в других местах: альбомы - в ассортименте (только не на скрепках - из них неудобно вырывать "шЫдевры"), всегда ставила на стол сухие и влажные салфетки; если рисуем красками - отдавала маленькое полотенчико на уничтожение, об него вытираем и кисточку и руки)));
3. порисовал - убери за собой: вместе мыли баночки, кисточки, краски (сейчас уже сама-сама); альбом, краски, карандаши - на место; фломастеры учите сразу же закрывать;
4. хорошие рисовальные материалы: альбомы с плотной гладкой бумагой (под краски - для акварели), хорошие фломастеры (водосмываемые - забыла, как правильно называются, но суть понятна - отовсюду оттираются); чистые краски (акварель мОю, вовремя покупаю новую), хорошие разные кисти: тонкие, толстые, широкие, узкие, длинные (как у художника!) ), хороший мягкий ластик, несколько баночек для воды, чтоб часто не менять;
5. начинали мы рисовать масляными мелками. Карандаш тяжело ложится на бумагу, нужно усилие, чтоб получилась яркая линия. Это потом я открыла для себя акварельные карандаши, тем более качественные, - они оставляют яркую полоску, даже если рисовать без нажима. Но мелок сам по себе лучше лежит в детской руке. Все первые рисунки у нас такими масляными мелками (восковые тоже "суховаты"). Ломаются, поэтому нужна удобная коробка. Ну и обновлять периодически.
Вот разрисовала для примера и теми и другими мелками. Где линии слабее - это без нажима.


А тут разрисованы два типа акварельных карандашей (Koh-i-Noor и Silverhof) и обычные Kores. По-моему, заметно, что акварельные ярче. Рисовать ими тоже проще, но ламаютсяаааа. Зато если ребенок нарисовал акварельными море, потом можно слегка смочить кисточку в воде и размазать "море".


С младшей, кстати, фокус с мелками не прошел. Она обнаружила фломастеры раньше и мазюкает только ими. А старшей я в таком возрасте их просто не показывала)).

Условия должны быть такими, чтобы, если захотелось ребенку порисовать, его ничего не сдерживало. Это порыв, который надо ловить. Ну, и естессно, мама должна помогать, подсказывать, рисовать рядом, что-то ненавязчиво объяснять.
Самое сложно для любого человека - это придумать, что рисовать. На помощь придут прогулки - что-то увидели, обсудили ("какое интересное дерево", "смотри, белка! наверно, домой побежала, к бельчатам" и проч.), нарисовали; мультики - рисуем любимых героев (у нас целая галерея фей из одноименного мультфильма)))), книги - тут можно рисовать целые картины из сюжета; вид из окна..... И если ребенок подходит, спрашивает, что ему нарисовать, - не надо игнорировать. Порой достаточно сказать пару слов и он уже бежит дальше сам все делать.

Вот сейчас проходит конкурс детского рисунка (слева на панельке баннер). Какой стимул! В этом году мы брали в отпуск отдельный(!) детский рюкзак, забитый красками и карандашами, кисточками, альбомами, потому что Ира хотела рисовать путешествие))). И несколько раз даже садилась))).

И обязательно все рисунки хвалить! Даже каля-маля. Даже если ему самому не нравится, можно сказать: "Но мне кажется, вот тут тебе удалось красиво положить цвета", а часто и вообще хвалю работу. переубеждаю, что очень даже получилось. Это окрыляет)). И все вокруг (папа, бабушка, дедушка) должны хвалить!!!! Никакой критики, даже если это черный квадрат (кстати, он дорого стОит). Просит на стену - значит, протыкаем обои. Или ищем выход с досками, прищепками...
Я еще все рисунки собираю)))) Ну, не всё подряд - "избранное". Его у нас уже на две файловые папки)))).  Ира не дает выкинуть ни один альбом, пока не удостоверится, что в нем нет шЫдевров. А она еще чистоплюйка - в меня))): рисует только на одной стороне. И если что-то не удалось - листок в мусор.

Сейчас по каналу "Карусель" идет передача "Давайте рисовать". Моим детям нравится, но обычно они рисуют что-то своё)). Потому что нельзя им навязывать. Можно в игре побудить что-то нарисовать, мотивировать, но не из-под палки, а то закроются в своей раковинке и всё, не вытащишь.

Еще я люблю книги с хорошими иллюстрациями, постоянно покупаю. Вместе рассматриваем во время чтения, подмечаю, как изображен тот или иной герой. Что в нем смешного или, наоборот, страшного.

Музеи - это вопрос умения заинтересовать. Нам повезло с воспитательницей в детском саду - она показывала детям картины Шишкина, Васнецова и всё повторяла, чтоб они тащили родителей в Третьяковку смотреть оригиналы. Мы ходили на прошлые новогодние каникулы. Не скажу, что Ира впечатлилась. Зато Пушкинский ей понравился - там скульптуры и мумии))). Скоро у нас экскурсия с классом в Третьяковку. Интересно, какие будут впечатления на этот раз.

А летом я  дала Ире пастель (сухие мелки). Ой, ей тоже понравилось возюкать))).  Особенно смешивать цвета. Но это для детей старшего возраста.


Сейчас растет вторая художница. С ней уже приходится бороться: любит порисовать в книгах. Стыжу))), объясняю, что книжка такая красивая, в ней не надо рисовать. А вот на большом листе (уже и А3 в ход идут) можно стооооолько всего наваять: домик, лес, цветочки, зайчик, птички. Она рисует спиральки-"розочки"; еще я рисую ей ёлку из треугольников, а она на ней - шарики; рисую тучку - а Вера дождик.
Ей понравился такой набор "Каляки-маляки". Это двусторонние карточки с заданиями дорисовать что-то или нарисовать, что хочешь. Рисовать нужно специальным маркером, который элементарно стирается салфеткой. Если подсохнет - мокрой тряпкой. От 2-х лет точно подойдет. Меня поразило, что Вера сразу же принялась всё обводить по контуру...


Провел салфеткой - и опять чисто:


Ну а если мама не умеет рисовать вааапще, есть замечательная книжка: "Как нарисовать любую зверюшку за 30 секунд" Павла Линицкого (по ссылке - все три его книги). Во-первых, всё донельзя просто. Во-вторых, с юмором. В-третьих, вот тот ненавязчивый подход "а давай нарисуем грустного/веселого кота", "а придумай сказку"... Вот вместе и научитесь рисовать!;-)

Информация с сайта "Лабиринта" об авторе:
Линицкий Павел – молодой петербургский художник -иллюстратор, автор серии обучающих книг для детей и их родителей "Рисуем сами", книги этой серии предлагают научиться рисовать что угодно за несколько секунд. Павел Линицкий также является разработчиком сайта обучающего рисованию и содержащим инструкции и мастер-классы по лепке из пластилина. Самой известной книгой автора является книга "Как нарисовать любую зверюшку за 30 секунд".


Подробнее:http://www.labirint.ru/authors/105833/


Коты с разным настроением (гениально просто)!


Другие зверики:



 Интересные примечания)):


Сказка:

Более классический подход в книгах Уте Людвиг-Кайзера "Моя первая школа рисования" и "Мои первые уроки рисования. Акварель" (лет с 5). Тут есть про формы, про цвет и смешение цветов, про штриховки, но тоже всё изложено в игровой форме.
Писала пост и обнаружила, что вышли еще книги в этой серии, рассчитанные на деток и даже взрослых - все по ссылке. Смотрите, какое знакомое лавандовое поле предлагается нарисовать))))) кто еще такое не вышил? или не планирует вышить?))) (фото с сайта "Лабиринта"):

Книга "Каждый может рисовать"
Честно - эти книги от корки до корки Ирка не читала. Но когда ей захотелось нарисовать ракету - полезла сюда))) Я подсуетилась и завела разговор, что ракета-то состоит из знакомых геометрических фигур! Потом перевернули страничку к домику  - опять фигуры - как интересно! Потом маму отправили заниматься делами, а дитё принялось рисовать дом фей в разрезе))).

Вот карандашная книга:








И книга по акварели:






В акварельной много "фишек": рисование по мокрому, штампование цветов поролоновой губкой.

Категорически не понравилась расхваленная на "Лабиринте" книга "Самоучитель по рисованию фломастерами и цветными карандашами" Ольги Шматовой.
Вот что отличает иностранную верстку от нашей - так это чувство меры. Понятно, что человек (тем более ребенок!) учится, ему детальки нужно все рассмотреть. Тут же понатыкано на странице донельзя всего: и общее повествование, и примеры, и текст, и типа пошаговое исполнение, но почти без комментариев, и рисунки детей. Будто ногами утаптывали!!




И язык такой казенный местами:

Вот к чему это замечание на подложке?

От такой фразы я вообще в ступор пришла.
_______________________
Есть мнение, что по книгам учиться плохо, потому что ребенок попадает в рамки изображенного рисунка, точнее пошагового изображения. Не согласна! Не вижу ничего плохого, если тюльпан или ракету он будет рисовать одинаково. Ваза-то и космос будут разными! И ракета скоро видоизменится, и тюльпаны будут разных цветов.

А вот в изошколах, ИМХО ( или это мой комплекс), отбить фантазию могут на раз! Там очень много зависит от методики педагога. Если он будет гнуть только свою линию, ребенок не сумеет самовыразиться. Поэтому художественную школу надо выбирать очень тщательно.

Мне нравится подход, который практикуют в некоторых кружках, когда дети рассматривают известное произведение или иллюстрацию и пытаются повторить или нарисовать своё видение. Это другое: повторение - мать ученья!

Я не против классического образования! Но оно должно быть в охотку, а не вопреки желанию ребенка. Если мальчик хочет в хоккей играть, а мама тащит на изо, что будет потом из такого ребенка? По-моему, художник точно не выйдет, но и хоккеиста наша сборная потеряет. Так что важно слушать детей и трезво оценивать их возможности.

Удачи!
Мне очень интересно почитать про ваш опыт!

19 комментариев:

  1. Спасибо огромное! Опять назаказывала кучку книжек. ))) Вот думаю - кому бы их на Новый год заказать... )))

    А насчет стратегии... Мне кажется, если рисовать вместе с ребенком, то шанс на то, что он сам будет рисовать, гораздо больше. Моя Вера почти не рисует, потому что не рисую я... Вот это-то я и хочу исправить. )))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да-да, Марусь, дети ведь всё повторяют. У меня старшая сейчас много пишет (ну, 1-й класс, круто))) ) и диктует себе под нос по слогам. Сегодня младшая малевала в тетрадке и диктовала себе что-то нечленораздельное под нос!!! Я была в шоке)) А потом показала мне загогулину и говорит: "Уууу")))) типа, это буква "у", представляешь? Это при том. что она еще молчит (ну мама, папа, дай только говорит). А теперь вы можете коллективно рисовать на 2-метровой доске)))! Может, и папа присоединится)))

      Удалить
    2. Может и папа. ))) кто его знает.
      А рисовать начнем сразу после нового года. У нас вообще, похоже, будут очень художественные каникулы! )))

      И повторюшистость за старшей у нас тоже отмечается.)))

      Удалить
  2. Как хорошо сказала...про хоккеиста и изо:))))))))))
    У меня никогда не рисовал и не рисует и не заставить и не личным примером)-но я не настаиваю теперь-сама в детстве и вообще не рисовала:)
    У нас книжка "Веселая школа рисования" Ханне Тюрк-Розанна Праделла-полистав эту книжку,даже я смогла ребенку нарисовать сову и мышку:))))))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Значит, у тебя хоккеист!)) хотя в школе придется рисовать, и ему будет некомфортно понимать, что у него не получается... Рисование и руку ставит.
      Я люблю такие книги. Сама в детстве любила по таким рисовать. А уж взрослый и подавно сможет.

      Удалить
    2. У моего нет нтереса и мотивации-тут воспитатель сказала;если Эрик не слепит мухомор(до этого сидел и категорически не лепил)то все пойдут гулять а он останется в группе-а так как свежий воздух и прогуки это наше все то пока народ колготки натягивал моЁ слепило без подсказки и вообще впервы(только видел как воспитатель показывала) она была в шоке;)
      ПС-у нас сейчас вдруг;)обнаружился интерес и любовь к кулинарии(это притом что я не люблю готовить но отношусь у этому серьезно)вчера уже сам заправлял суп а я вышивала.....Может повар а не хоккеист-я не загадываю;)

      Удалить
    3. Люд, ну насмешила с утра!))) Вот именно: надо правильно мотивировать)))))
      Повар - это здорово! Знатный помощник, раз ты повышивать успеваешь. За моими глаз да глаз на кухне. Посуду любят мыть))))))

      Удалить
    4. Ой,букв-то напропускала....
      У тебя же двое и одна намного помладше-я в этом возрасте только гуляла только гуляла по пресеченной местности со скоростью 8км в час:)
      Cейчас из-за гипса велик отменён вот и ищем новые развлечения....сп вчера и правда по всем правилам варил-сам жарил заправку приговаривая"лучок чтоб золотистый тогда и глаза щИПАть не будет...:)И передачи у бабы( у нас телека нет) типа "готовим вместе" смотрит открыв рот-забавно...-вот на пенсии навышиваюсь а сын у плиты...мечты-мечты;)))
      У нас уж не утро,а трудовые будни)cмотрю как и у Вас)

      Удалить
    5. Мы уже старшую в школу проводили, а младшая в 8 подскакивает, стоит сейчас и в шкафу крушит гуашь - это ее забор для человечков, который они ломают)))).
      Без телека плохо - только под него дома устанавливается тишина, особенно в выходные бывает слишком громко.
      У вас. наверно, плита электрическая. Я к газовой детей не подпускаю. Ирка еще вечно с распущенными волосами ходит, боюсь, что вспыхнет. А вот блины намазывать, смешивать тесто. котлеты лепить - это у меня всегда помощники есть.

      Удалить
    6. Нее газовая,духовка-электрическая:)Включаю сама а вот выключает уже сам-про газ и тд уже лекцию прочитала но у меня технарь полный он только технический язык и понимает;)
      У нас тоже кудри уже бы постричь но до плиты не доходят:)иногда в хвостик убираю;)А мы без телека как-то привыкли но везде компы стоят-мой ноут уже давно Эрькин;(вот стоит сейчас над душой и выгоняет со словами-давай я тете сам напишу;)

      Удалить
    7. Ну, всё, мамо, хорош болтать)))) Дай мультитки посмотреть!
      Сколько вам еще с гипсом-то?

      Удалить
    8. пока до 4 декабря,потом уже фиксирующая повязка...Гипс уже второй-первый лопнул от "скачущей" нагрузки:)
      Убегаем мы по-английски...по медицинским,по делам:)

      Удалить
  3. Танюш, ну ты знаешь, я тут поперек мейнстрима;))) Польку не приучала к рисованию вообще, потому что из нее итак перло. Опять же с ней никакая система не работает, несмотря на вседоступность в любом месте и в любое время бумаги, карандашей, красок и так далее, где и как она рисовала- отдельная Пестня. Стены, полы, холодильник, мебель, одежда, свое тело, и так далее. Знает, что нельзя. но от этого ей еще больше хочется. Нельзя сказать, что мне все эти убытки были фиолетовы, но я как-то более-менее смирилась. Проблема в то время была в другом. Я хотела, чтобы она не потеряла интерес, это раз, и направила энергию в более мирное русло. Например, в садике часто у них просили нарисовать рисунок на какую-то тему. Я ей никак помочь не могла, а вот для нашего папы-это раз плюнуть, но проблема именно в папе. Ну ты поняла;)))Потом, когда ребенок чуть подрос, я же видела насколько у нее необычные и уверенные линии, стал вопрос, что нужно заниматься, причем не там, где всех под одну гребенку, по шаблону и так далее, а где был бы возможен индивидуальный подход. Слава Богу, нашли такого преподавателя, второй год к ней ездим. Она хорошо Польку понимает, идет от ребенка, всячески поддерживает творческое начало. Один недостаток- уж слишком мягкая, наша махом расслабляется, даже капризы себе позволяет! А учительница все терпит бедная, потому что "таких детей по пальцам пересчитать"-это она нам так объясняет;))) Книжки по рисованию я Польке не покупаю, как раз из соображений, чтобы не потерять ее индивидуальность. Одна есть- Школа рисования. Мир вокруг тебя. Антиповой (Эксмо). Хорошая книжка, но Полинка и без нее обходится;)))
    Прости, что я чуть в другую степь. Вот у меня талантов к рисованию ноль, но если б кто со мной в детстве также занимался, как ты с Иришкой, то может хоть что-нибудь и получилось;)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А я знала, что у тебя другой взгляд, вот и написала про "тапки" в начале)))))) Не, понятно, что у тебя другой случай. У тебя ребенок нестандартно мыслит - это видно. И вам очень-очень-очень повезло, что нашли такую учительницу. Поле не нужны книги по рисованию, потому что у нее свое представление и мироощущение. Ей скажи: "Нарисуй крокозябру" - она не задумываясь нарисует, я уверена почему-то.)))
      Мне уже кажется, что у меня эгоистический посыл про рисование: сама хочу рисовать, вот и самореализуюсь через детей))) Но все довольны))

      Удалить
    2. не, не никаких тапок и в уме не было;))) Да, ты абсолютно права насчет Польки. Мне иной раз кажется. что она вообще в себе всевозможные способности и таланты собрала, некоторые в плюс, а некоторые в минус. Например, легко может копировать собеседника. По тому, как она вечером разговаривает. движется и так далее. я понимаю, с какой девочкой сегодня больше всего общалась в школе;)) Нестандартный взгляд и, самое главное, умение это выразить- это даа, но ее так же легко сбить. Допустим, ели рядом сядет девочка и будет рисовать, то Полька может запросто настроиться на ее волну и сделать абсолютно идентичный рисунок! Знаешь, училка в школе (а раньше в детсаду) постоянно делает замечания. что Полька половине класса рисунки рисует и как ей оценивать, где Полька помогала, где сам ребенок рисовал?/блин, по классу она ходит что ли?/ А я вот думаю, пусть уж лучше она им рисует, чем они на нее влияют:))) Короче, для нашей такие книжки вредны. А вот мне бы были ох как на пользу!!!
      А у тебя же есть мерило- девчонкам нравится-это ж главное!!!!

      Удалить
  4. Wow! This could be one particular of the most helpful blogs We have ever arrive across on this subject. Actually Wonderful. I am also an expert in this topic so I can understand your effort.
    Top Ten Web Hosting Reviews

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Thanks, but I just shared my own experience on teaching children how to draw.

      Удалить
  5. Хорошие советы. Спасибо!

    ОтветитьУдалить